МАЗ-5440 – седельный тягач с колесной формулой «42», предлагаемый в широком количестве модификаций, который предназначен для осуществления грузоперевозок по региональным и междугородным маршрутам в составе автопоезда с задействованием различного рода полуприцепов Его эксплуатация допускается по дорогам общего пользования, причем даже в неблагоприятных климатических условиях
Автомобиль был впервые продемонстрирован широкой публике в 1996 году, а его серийное производство началось на Минском предприятии 11 марта 1997-го (причем на момент появления он соответствовал всем европейским требованиям).
В 2008 году грузовик пережил рестайлинг, в результате которого получил модернизированную кабину, новые двигатели и расширенный перечень доступного оборудования.
Экстерьер МАЗ-5440 оформлен в достаточно привлекательном и современном стиле – своим видом седельный тягач как минимум не уступает многим иностранным конкурентами.
Плавные обводы кабины, большая площадь остекления, трапециевидная решетка радиатора и аккуратный бампер с интегрированной светотехникой – во внешности грузовика попросту не к чему прикопаться.
В зависимости от модификации, МАЗ-5440 комплектуется малой или большой кабиной (с низкой или высокой крышей). В длину автомобиль простирается на 6000-6200 мм, в ширину укладывается в 2500-2550 мм, а в высоту не переваливает за 3180-4000 мм. База колес у тягача достигает 3200-3600 мм, а его наименьший дорожный просвет насчитывает 250 мм.
В снаряженном состоянии грузовик весит от 6950 до 8200 кг, а его полная (технически разрешенная) масса варьируется от 17800 до 20450 кг. Нагрузка на фронтальную ось у тягача составляет 6200-7450 кг, на задний мост – 11500-13000 кг.
В зависимости от модификации, на седельно-сцепной механизм машины может максимально давить 10500-12300 кг, а ее предельно допустимый вес в составе автопоезда достигает 36000-52000 кг.
Внутри кабина МАЗ-5440 может похвастать опрятным оформлением, выверенной до мелочей эргономикой (все управляющие элементы находятся там, где и ожидаешь) и качественным уровнем исполнения.
И на водительском, и на пассажирском местах установлены подрессоренные кресла с удобными профилем и регулировками в нескольких направлениях (в том числе – по высоте). Позади них организованы две спальные «полки».
Для белорусского седельного тягача предусматривается большой выбор дизельных силовых установок, которые отвечают экологическим нормативам «Евро-2», «Евро-3», «Евро-4» или «Евро-5», оснащенных турбонаддувом, системой впрыска Common Rail, интеркулером и системой жидкостного охлаждения:
- МАЗ-544004 оснащается 14.86-литровым мотором V8 ЯМЗ-238ДЕ («Евро-2»), генерирующим 330 лошадиных сил (243 кВт) при 2100 об/минуту и 1225 Н•м крутящего момента при 1200-1400 об/минуту.
- МАЗ-544008/-5440А8 имеют на «вооружении» V-образные «восьмерки» ЯМЗ-7511.10 («Евро-2») и ЯМЗ-6581.10 («Евро-3»), каждая из которых развивает 400 л.с. (294 кВт) при 1900 об/минуту, но первая – 1715 Н•м при 1100-1300 об/минуту, а вторая – 1766 Н•м при идентичных оборотах.
- МАЗ-5440А9/-5440В9 приводятся в движение рядным шестицилиндровым агрегатом ЯМЗ-650.10 рабочим объемом 11.12 литров, вырабатывающим 412 лошадиных сил (300 кВт) при 1900 об/минуту и 1870 («Евро-2) или 1911 Н•м («Евро-3») пиковой тяги при 1200-1400 об/минуту.
- Под кабиной МАЗ-5440В3 и 5440В5 содержатся 6.65-литровые «шестерки» ЯМЗ-5361.10 и ЯМЗ-536.10 соответственно (оба – «Евро-4»):
- первый выдает 270 л.с. (198.5 кВт) при 2300 об/минуту и 1166 Н•м вращающего момента при 1300-1600 об/минуту,
- второй – 312 лошадиных сил (229 кВт) и 1226 Н•м при идентичных оборотах.
- Для МАЗ-544087 и 5440W8 соответственно предлагаются рядные шестицилиндровые двигатели Cummins ISLe 375-30 («Евро-3») и Cummins ISLe 400-40 («Евро-4») рабочим объемом 8.9 литра:
- «младший» вариант развивает 375 л.с. (276 кВт) при 2100 об/минуту и 1550 Н•м возможного потенциала при 1400 об/минуту,
- «старший» – 400 л.с. (294 кВт) и 1633 Н•м при аналогичных оборотах.
- МАЗ-544019/-5440Е9/-544018 могут похвастать 11.95-литровым мотором V6 OM 501LA («Евро-4» или «Евро-5»), вырабатывающим 435 лошадиных сил (320 кВт) при 2000 об/минуту и 1850 Н•м при 1080 об/минуту.
Для седельного тягача доступны исключительно механические коробки передач (как российского, так и иностранного производства) – 8-, 9-, 12- и 16-ступенчатые. Они доставляют весь запас тяги на задний мост, обладающий блокируемым межколесным дифференциалом.
Вне зависимости от модификации, максимальная (гарантированная) скорость грузовика вписывается в 85 км/ч.
МАЗ-5440 базируется на лестничной раме, изготовленной из высокопрочных сортов стали, кабина на которую устанавливается посредством механической или пневматической подвески. Спереди автомобиль оснащен зависимой «ходовкой» с малолистовыми рессорами и стабилизатором поперечной устойчивости, а сзади – системой с многолистовыми рессорами и поперечным стабилизатором, либо пневматической 4-баллонной подвеской.
Седельный тягач стандартно укомплектован гидроусилителем рулевого управления и тормозным комплексом с ABS, пневмоприводом и барабанными устройствами на всех колесах.
В зависимости от версии, грузовик может быть оборудован одним топливным баком объемом на 300, 500 или 700 литров, либо двумя резервуарами вместимостью 700 и 300 литров.
На российском рынке белорусский тягач МАЗ-5440 в 2017 году оценен в сумму от ~2.7 миллионов рублей. В штатное оснащение автомобиля входят: пружинная подвеска кабины, подрессоренные сиденья водителя и пассажира, трехточечные ремни безопасности, ABS, автономный отопитель салона, предпусковой подогреватель двигателя, цифровой тахограф, круиз-контроль и прочее оборудование. За дополнительную плату грузовику полагаются: магнитола, ASR, кондиционер, независимый воздушный отопитель и другие опции.